Региональное отделение ДОСААФ России по УР

Мотоспорт

Как и ранее, в Удмуртии продолжал интенсивно развиваться мотоциклетный спорт. Были созданы и успешно работали несколько автомотоклубов: Республиканского ДОСААФ, "Ижмаша", глазовского "Прогресса", ижевского "Темпа", Воткинска, Сарапула, Можги. В республике в начале 60-х годов проводились три основных соревнования, которые приобрели традиционный характер: первенство Удмуртии по мотоспорту, зимний мотокросс на приз Совета Министров УАССР и осенний кросс на приз им. А. Заболотского. 

Несколько позднее начинают регулярно проводиться соревнования по мотогонкам на льду. Соревнования проводились на машинах разного класса-125, 175,250, 350 куб. см. В первенствах Удмуртии по мотоспорту наряду с мужчинами выступали женщины и юноши. В командном зачете победителями чаще всего становились мотогонщики "Ижмаша". Успешно выступала команда глазовского "Прогресса", которая неоднократно становилась победителем или призером первенств. 

В некоторые годы командный зачет проводился среди районов. Вот, например, итоги первенства Удмуртии за 1965 г.: победители в командном зачете - мотогонщики Октябрьского района Ижевска; чемпионы республики в личном первенстве: юноши (в классе 175 куб. см)- КМС М. Нестеров (Октябрьский район), женщины - П. Юферова (Глазов), мужчины (350 куб. см) -МС В. Субботин (Октябрьский район) и (175 куб. см)- А. Пермитин (Сарапул). 

По-прежнему большой популярностью пользовался традиционный зимний мотокросс на приз Совета Министров УАССР. Начиная с 1960 г. главный приз этих соревнований стал постоянно оставаться в Ижевске, на "Ижмаше". Последний раз мотокросс был проведен в январе 1965 г. Победу в очередной раз одержала первая команда "Ижмаша", в составе которой выступали МС Г. Чащипов, А. Окулич, Б. Мальчиков, В. Фалалеев и Почетный мастер спорта С. Чирцев. 

 

Как оказалось, в международной классификации мотоспорта проведение зимних кроссов не предусматривалось. В связи с этим было принято решение несколько видоизменить сроки проведения соревнований. Начиная с 1966 г. мотокросс в Ижевске стал проводиться в летнее время, получив новое наименование - на приз "Ижмаша". Зимой же предусматривалось проведение мотогонок на льду. 

Нужно сказать, после такого решения статус этих соревнований по мотокроссу несколько понизился. Однако борьба спортсменов на трассах и в дальнейшем была такой же острой, как и ранее. В 50-х годах одним из сильнейших мотогонщиков Удмуртии был МС А. Заболотский. В 1960 г., возвращаясь на родину с международных соревнований, спортсмен трагически погиб в автокатастрофе. В его память стали проводиться республиканские соревнования по мотокроссу на приз им. А. Заболотского. 

Эти соревнования отличались большой массовостью и проходили всегда в острой борьбе. Победителями соревнований были мастера спорта А. Окулич, С. Чирцев, А. Козырчиков и др. Первые мотогонки на льду прошли в 1963 г. в Сарапуле с участием спортсменов Ижевска, Глазова и Сарапула. Наиболее успешно в них выступали гонщики Глазова. 

В этом же году состоялось первенство Удмуртии по мотогонкам на льду, в котором победителем стала команда глазовского автоклуба. Она же становится сильнейшей в первенстве республики в 1964 и 1965 гг. В конце 60-х годов лидерство по гонкам на льду переходит к спортсменам клуба «Темп» старшим тренером которого являлся МС В. Яковлев. В этом клубе со временем вырастут спортсмены высокого класса. МС и МСМК, победители многих крупных соревнований. 

 

В Ижевске стали проводиться соревнования по кольцевым мотогонкам. В 1970 г. в этих соревнованиях принимали участие мотогонщики из ряда городов России. Почти во всех видах программы соревнований победителями становились спортсмены из "Темпа": среди юношей - И. Щеголенков в классе 175 куб. см. у мужчин - В. Яковлев. И только в классе 350 куб. см у мужчин победу одержал представитель Уфы МСМК Ю. Дудорин. Мотогонщики Удмуртии постоянно принимали участие во всероссийских соревнованиях и добивались на них хороших результатов. 

Особенно успешно они выступали во второй половине 60-х годов. 1965 г., первенство России, сборная Удмуртии - серебряный призер, Г. Чашипов (250 куб. см) и В. Фалалеев (350 куб. см) - чемпионы России; 1966 г., первенство России и одновременно III всероссийская Спартакиада по техническим видам спорта, сборная Удмуртии - победитель, Г. Чашипов - 1-е место, В. Фалалеев - 2-е место; 1966 г., первенство России по мотокроссу в Ижевске, чемпионом России стал A. Окулич, Б. Повышев - 2-е место; 1967 г., первенство России по многоборью, сборная Удмуртии - победитель, С. Чирцев (в классе 250 куб. см) и В. Фалалеев (350 куб. см) - чемпионы; 1970 г., мотогонки на льду в Вятских Полянах, С. Чирцев - 1-е место: всероссийские мотогонки в Ульяновске, А. Грайф - 1-е место; Спартакиада России по техническим видам спорта в Свердловске, С. Чирцев - чемпион. 

Активное участие мотогонщики Удмуртии принимали во всесоюзных многодневных мотогонках, шоссейно-кольцевых, гонках на первенство заводской марки, на кроссовых дистанциях и др. 

Наиболее успешно выступали мотогонщики республики в многодневных гонках. Здесь они сразу захватили лидерство среди мотогонщиков страны и не упускали его на протяжении ряда лет. Чемпионами СССР по многодневным гонкам были МС Ю. Васев (1960), Б. Мальчиков (1960), Г. Чащипов (1965), В. Фалалеев (1965, 1968), С. Чирцев (1965, 1969, 1978), А. Козырчиков (1969). Целая группа спортсменов стала призерами этих соревнований. Менее удачно выступали во всесоюзных соревнованиях спортсмены Удмуртии в шоссейно-кольцевых гонках. 

Но и здесь были успехи. Серебряными призерами этих соревнований становились Б. Агапитов в 1960 и 1962 гг. в классе машин до 500 куб. см, Ф. Вахрин - в 1962 г. в классе 350 куб. см и в 1963 г. в классе 500 куб. см, А. Козырчиков - в 1969 г. 

Неплохих результатов добивались мотогонщики Удмуртии на зимних ледовых трассах. Например, Л. Шадрин в 1960 г. на чемпионате Советского Союза завоевал серебряную медаль в классе машин 500 куб. см и бронзовую - 350 куб. см. Удачным был 1965 год, когда мотогонщики Удмуртии в Ленинграде заняли 1-е место в командном зачете. В личном первенстве чемпионом страны стал С. Чирцев, призерами - B. Субботин и В. Фалалеев. 

Интересными и напряженными для спортсменов республики были соревнования в финале IV летней Спартакиады народов СССР в 1967 г. в Ужгороде. В сложных условиях борьбы с сильнейшими гонщиками страны победу одержал С. Чирцев. В этом же году он стал чемпионом Спартакиады в другом виде соревнований - шоссейно-кольцевой гонке в классе машин 250 куб. см. В 60-е годы в стране ежегодно проводились соревнования на приз заводской марки. В программу соревнований включались скоростные гонки, кроссы, скоростные подъемы и другие виды. В соревнованиях принимали участие мотогонщики всех центров мотопроизводства страны. 

Мотогонщики Удмуртии на равных боролись с сильнейшими коллективами страны. Трижды - в 1965, 1968. 1969 гг. - они становились победителями. Во второй половине 60-х годов мотогонщики Удмуртии все чаще стали выходить на европейскую и мировую арену, более того, становились сильнейшими в этих крупных соревнованиях. В 1967 г. титул чемпиона Европы завоевал МС Г. Чащипов, а в 1969 г. - МС А. Козыр-чиков. Еще более удачным был 1970 г., когда чемпионами Европы стали два спортсмена Удмуртии - Г. Чащипов и В. Фалалеев выступавшие в составе сборной команды СССР, а молодой гонщик Б. Повышев завоевал бронзовую медаль. 

 

Особо следует отметить участие мотогонщиков Удмуртии в традиционных 6-дневных мотогонках по дорогам Европы на приз Международной мотоциклетной федерации (ФИМ). В те годы эти соревнования считались неофициальным первенством мира. Спортсмены выступали как в составе сборной команды СССР, так и отдельной командой Удмуртии. 

Чемпионами этих международных соревнований в личном первенстве становились МС Ю. Васев (1969, 1961). Г. Чащипов (1967,1970). А. Козырчиков (1970). В командном зачете сборная Удмуртии четыре раза выигрывала Кубок ФИМ - в 1964, 1966, 1968, 1970 гг. Значительный шаг в развитии мотоспорта в Удмуртии был сделан в 70-е годы, что было связано с рядом факторов. Во-первых, в эти годы более целенаправленно стала вестись работа по развитию молодежного мотоспорта. 

В 1972 г. по инициативе ветеранов мотоспорта Удмуртии Д. Могучего и А. Балобанова при "Ижмаше" создается юношеский мотоклуб. Первоначально в клуб было зачислено около 200 16-18-летних юношей, пожелавших заниматься мотогонками. В 1974 г. мотоклуб был преобразован в ДЮСТШ - детско-юношескую спортивно-техническую школу. Уже вскоре воспитанники школы стали завоевывать спортивные награды высокого ранга. Так, в 1976 г. команда ДЮСТШ становится победителем на первенстве Урала, а затем и России. 

В этом же году мотогонщики школы на молодежном чемпионате СССР завоевывают Кубок ЦК ДОСААФ, а на следующий год на аналогичных соревнованиях занимают второе место. Во всесоюзном кроссе в Свердловской области воспитанник школы М. Серафимович в классе машин 125 куб. см становится победителем. Молодые мотогонщики Удмуртии М. Серафимович, Н. Филимонцев, О. Бердников вводятся в состав сборной команды СССР по мотокроссу. Второй важный фактор заключается в том, что в эти годы на мотопроизводстве "Ижмаша" стала вестись большая работа по созданию новых мотоциклов - "Ижпланета-спорт", "Иж-К-15", "Иж-М-15'" и др. Эту работу возглавил крупный специалист и энтузиаст мотоспорта B. Абрамян. 

 

В 70-е годы в первенстве республики по мотоспорту вначале лидирующие позиции занимали мотогонщики "Темпа", затем "Ижмаша", а в конце - команда ДЮСТШ. В первенстве республики стали принимать участие гонщики Игры, Можги, Чайковского, Нефтекамска и др. В эти годы среди чемпионов республики появились новые имена: МС В. Токаев (ДОСААФ - "Темп"), В. Тюрин ("Темп"), А. Грайф ("Иж-маш"), Е. Килин ("Темп"), Н. Журавлев ("Ижмаш") и др. Интересно с большим числом болельщиков проходили чемпионаты республики по мотогонкам на льду. 

Победителями этих соревнований чаще всего становились спортсмены "Темпа" и "Ижмаша". В классе 350 куб. см бесспорным лидером был мотогонщик "Ижмаша" C. Чирцев. В других классах машин чемпионами становились мото-гонщики из "Темпа" - сам тренер В. Яковлев, а также В. Краснопе-ров, Н. Щеголенков, В. Редькин и др. С большим накалом борьбы проходили соревнования по мотокроссу на приз "Ижмаша". Интерес к ним значительно вырос в связи с тем, что в Ижевск стали приезжать ведущие мотогонщики из других городов страны. 

В большинстве случаев в командном зачете побеждали спортсмены "Ижпланеты". За эту команду наравне с ветеранами стали выступать молодые гонщики - А. Набиуллин, А. Котелов, В. Кро-потин и др. С каждым годом росли результаты мотогонщиков Удмуртии в первенствах Урала. Начиная с 1976 г. они не опускались в командном зачете ниже 3-го места. 

Многие мотогонщики становились чемпионами Урала в личном первенстве. Можно привести всего лишь один пример - выступление мотогонщиков Удмуртии в 1975 г. Ледовые гонки в Саранске: все три призовых места у мотогонщиков республики - С. Чирцева, В. Редькина, В. Токаева. Мотокросс в Челябинске и Казани: чемпионами в классе 350 и 500 куб. см стал А. Грайф, в классе 250 и 350 куб. см - А. Грайф и А. Котелов, серебряными призерами - А. Васильков и В. Шамшурин. 

Высокое спортивное мастерство демонстрировали в 70-х годах гонщики Удмуртии на всероссийских соревнованиях, в особенности в мотокроссе. Чемпионский титул в классе машин 350 куб. см завоевала целая группа спортсменов Удмуртии: МС Б. Повышев (1971). A. Набиуллин (1972, 1974), А. Грайф (1972, 1973, 1976), С. Архипов (1976), А. Котелов (1977, 1978). В классе машин 500 куб. см чемпионами становились В. Половников (1971), В. Шамшурин (1976), в классе 250 куб. см - В. Редькин (1977), в классе 175 куб. см - Н. Филимонцев (1976). В многоборье чемпионами России были А. Васильков (1975), Н. Журавлев (1978). Несколько скромнее были результаты в ипподромных гонках. В этих видах мотоспорта чемпионами России становились Е. Килин (1973). B.Токаев (1974), В. Редькин (1975). Все они - представители школы мотоспорта "Темп". Успешно выступали гонщики Удмуртии на Спартакиадах народов России. 

На VI летней Спартакиаде двукратным чемпионом был А. Грайф (класс машин 250 и 350 куб. см), на VII летней Спартакиаде - МС М. Серафимович1. Высоких результатов в соревнованиях по ледовому спидвею достиг С. Чирцев. Шесть раз (1971, 1973, 1975-1978) он был чемпионом России. Чемпионский титул также завоевали Б. Марков, А. Котелов (1976), В. Редькин и И. Яковлев (1979). Особенно заметным для гонщиков Удмуртии был 1976 год, когда в Ижевске и Перми на чемпионате России и всероссийских мотогонках на льду сразу три спортсмена в классе машин 350 куб. см - С. Чирцев и Б. Марков и в классе 500 куб. см - А. Котелов стали обладателями титулов чемпионов России. 

Мотогонщики Удмуртии становились чемпионами СССР или обладателями Кубка СССР. В кольцевых гонках- А. Грайф (обладатель Кубка СССР в 1972 г.), В. Токаев в паре с А. Мельниковым (Серпухов) на машине с коляской 750 куб. см - в 1973 г., А. Набиуллин (класс 350 куб. см) и А. Грайф (класс 500 куб. см) - в 1974 г. 

 

В соревнованиях по мотокроссу звание чемпиона СССР завоевывали А. Набиуллин (1975) и О. Бердников (1976). Победителями всесоюзных соревнований становились также Н. Журавлев, М. Серафимович (1978), А. Котелов (1979), среди юношей - Н. Филимонцев (1978). С. Чирцев в 70-е годы 8 раз становился чемпионом СССР в классе машин 350 куб. см (1971, 1974-1980). В общем итоге С. Чирцев стал обладателем многих золотых медалей. 

Он десятикратный чемпион России и одиннадцатикратный чемпион СССР, трехкратный чемпион Европы, двукратный обладатель золотой медали ФИМ, победитель и призер многих других соревнований. Как видно, в 60-70-е годы мотоспорт в Удмуртии получил широкое развитие и занял достойное место среди других видов спорта. За эти годы в Удмуртии, по неполным данным, было подготовлено около 30 мастеров спорта и более 20 КМС по мотоспорту. 

 Отмечая успехи спортсменов Удмуртии в мотоспорте, нужно отдать должное большому отряду конструкторов, технологов и испытателей мотоциклов, которые много сил отдавали разработке и освоению ижевских мотоциклов, в т. ч. и спортивных модификаций. Особая заслуга здесь принадлежит главным конструкторам мотопроизводства разных лет -В. Рогожину, С. Фишеру, Г. Писареву, В. Умняшкину, В. Абрамяну и др. В 80-х годах производство спортивных мотоциклов на "Ижмаше" и наличие в Удмуртии широкой сети мотоклубов и мотосекций способствовали дальнейшему развитию мотоспорта! Только в 1984 г. по линии Д0СААф такие секции существовали при Глазовском, Камбарском, Як.-Бодьинском, Граховском, Индустриальном РК ДОСААФ, Сарапульском ЭГЗ, Воткинском машзаводе, Глазовском ЧМЗ, "Ижмаше", мотозаводе, Можгинском АТП и заводе "Свет", Боткинском заводе РТО, химзаводе Глазова, Сарапуле, Игре, колхозе Россия Можгинского района, ДЮСШ ДОСААФ, в 12 клубах и станциях юных техников. 

 

Ведущую роль в подготовке молодых мотогонщиков и совершенствовании спортивного мастерства, как и в прежние годы, играли мотоклуб и ДЮСТШ "Ижмаш", где трудились заслуженные тренеры России Ю. Васев и С. Чирцев, а также известные мотогонщики и паставники юных спортсменов Д. Могучий и Г. Чащипов. 

Из них только Ю. Васевым было подготовлено 14 МС, 4 чемпиона СССР, в т. ч. и многократный чемпион СССР С. Чирцев. В этом коллективе прошли школу мастерства многие ведущие мотогонщики республики. Вторым крупным центром развития мотоспорта в 80-х годах стала секция мотоспорта Ижевского мотозавода (СК "Темп"), где работал тренером мастер спорта В. Яковлев - ветеран мотоспорта, неоднократный призер чемпионатов России и СССР. 

Под его руководством в этом клубе подготовлены чемпион России и СССР по ледовому спидвею В. Токаев, трехкратный чемпион России В. Редькин, чемпион России и СССР И. Яковлев, победитель юношеского первенства СССР А. Яковлев, чемпион России по ипподромным гонкам МС Т. Блинова и др. Большую работу по развитию мотоспорта проводил созданный в 1986 г. Сарапульский спортивно-технический клуб "Автомобилист" под руководством тренера А. Шитова. Значительная работа велась также в Воткинске, Глазове, Можге и других центрах мотоспорта. 

Все это позволяло регулярно проводить в республике различные соревнования, активно участвовать в первенствах России и СССР. Одними из самых популярных и захватывающих для болельщиков продолжали оставаться соревнования по ледовому спидвею - чемпионаты Удмуртии в классе машин 350 куб. см. Чемпионами этих соревнований становились С. Чирцев, И. Яковлев, И. Ураков, М. Филимонцев, призерами - В. Токаев, А. Котелов, Н. Журавлев и др. В соревнованиях по мотокроссу - чемпионатах республики и розыгрышах Кубка Удмуртии - принимали участие до 100 и более мотогонщиков из многих мотоклубов и секций республики. 

Соревнования проводились по различным классам машин - 125, 250, 350 и 500 куб. см среди взрослых и юношей. Вот краткий перечень победителей этих соревнований в 80-е годы. В классе машин 125 куб. см - А. Котелов, A. Холявин, Н, Филимонцев, В. Тюрин ("Ижмаш"), А, Панов (Ижевск), B. Красноперое (Воткинск). В классе 250 куб. см - В. Шамшурин ("Ижмаш"), С. Сазонов (Воткинск), А. Сизов (ДЮСТШ "Ижмаш", О. Бердников и И. Чураков ("Ижмаш"). В классе 350 куб. см - А. Котелов М. Ушаков (Воткинск), А. Набиуллин ("Ижмаш"), Н. Филимонцев, П. Болотников (мотошкола Ижевска). В классе 500 куб. см - В. Шамшурин, В. Алешин (Воткинск), А. Набиуллин, Н. Бичурин (Сарапул), Ю. Смирнов, Н. Филимонцев ("Ижмаш"). С 1986 г. стали проводить соревнования по классу 650 куб. см с коляской. Первым чемпионом Удмуртии в этих соревнованиях стал экипаж "Ижмаша" в составе мастеров спорта Н. Журавлева и А. Башорина. 

С 1986 г. в программу соревнований включаются мотогонки и среди женщин. Первой чемпионкой Удмуртии по мотокроссу стала Л. Широбокова из Воткинска. С 1984 г. в республике стали проводиться лично-командные первенства по мотокроссу на мопедах. 

Соревнования проводились по возрастным группам от 12 до 16 лет. Первыми победителями стали И. Зайцев, А. Чураков (ДЮСТШ "Ижмаш") и С. Бояршин (Воткинск). По-прежнему большой интерес вызывали соревнования мотогонщиков на приз (Кубок) производственного объединения "Ижмаш". которые носили статус всесоюзных соревнований. В них принимали участие мотогонщики Москвы, Киева, Барнаула, Перми, Ижевска и других городов. Соревнования проводились в классе машин 125, 250, 350 и 500 куб. см. Неплохо выступали в этих соревнованиях спортсмены Удмуртии. Так, в 1985 г. сборная Удмуртии завоевала Кубок "Ижмаша" в классе машин 350 куб. см. Н. Филимонцев завоевал 2-е место, Н. Чумаков - 3-е. В 1986 г. выступление спортсменов Удмуртии было достаточно скромным. Лишь один Н. Филимонцев вошел в число призеров, заняв 3-е место. 

Однако уже в 1988 г. обладателем Кубка "Ижмаша" в классе машин 350 куб. см стал МС И. Ураков. В 1989 г. команда Удмуртии вновь завоевывает Кубок в классе машин 350 куб. см. Победителем в личном первенстве стал МС А. Эрикеев. Успешно выступила команда и в классе 500 куб. см, став бронзовым призером, А. Сизов такой же приз получил в личном зачете, С. Жвакин (Игра) занял 4-е место. Различные соревнования по мотогонкам проводились и в других городах республики. 

Например, в 1987 г. в Глазове стали проводиться соревнования по мотокроссу в классе машин до 500 куб. см на приз завода "Химмаш", в которых принимали участие мотогонщики из других областей и республик России. В зимнее время в Глазове проходили соревнования и по спидвею. В 1983 г. состоялись мотогонки в Можге на приз завода "Свет". Мотогонщики Удмуртии постоянно принимали участие в первенствах Урала. Так, в 1982 г. на зональном первенстве чемпионата России, где участвовало 150 спортсменов, А. Котелов занял 2-е место в гонках по классу машин 125 и 350 куб. см. В 1983 г. в Кирове в гонках в классе 500 куб. см победу одержал И. Яковлев. 

В 1985 г. на чемпионате Урала команда Удмуртии стала серебряным призером и получила путевку на первенство России. В личном первенстве победу одержал Н. Филимонцев (350 куб. см) и О. Бердников (500 куб. см). В 1988 г. на зональных соревнования в Вятских Полянах в гонках на машинах 500 куб. см победителем стал И. Яковлев. 

 

Успешным в эти годы было выступление мотогонщиков Удмуртии в различных всероссийских соревнованиях: по мотокроссу, многодневным мотогонкам, ипподромным мотогонкам и ледовому спидвею. 

Продолжая традиции 70-х годов, мотогонщики республики оставались ведущими на чемпионатах и первенствах России по мотокроссу, который проводился по трем классам машин - 125, 350 и 500 куб. см. а также в соревнованиях среди юношей. 1980 г., Уфа, чемпионат России, Н. Журавлев - серебряный призер в классе машин 350 куб. см; 1981 г., Уфа, триумф мотогонщиков Удмуртии - А. Котелов, Н. Журавлев, Н. Филимонцев заняли, соответственно, все три первые места в классе 350 куб, см, Н. Филимонцев стал чемпионом в классе 500 куб. см, А. Халявинский занял 3-е место (125 куб. см); 1982 г., Челябинск, А. Котелов - серебряная медаль в классе 350 куб. см, А. Набиуллин - 4-е место (500 куб. см); 1984 г., новый успех мотогонщиков Удмуртии: Н. Филимонцев, В. Кропотин, В. Тюрин -1,2, 3-е места (350 куб. см); 1985 г., успех молодых кроссменов: первенство России среди ДЮСТШ (12-17 лет), команда ДЮСТШ "Ижмаш" - чемпион России. А. Сизов - 1-е место в личном первенстве в классе 125 куб. см; 1987 г., Таганрог, команда ДЮСТШ-2-е место, А. Шишкин - чемпион России (125 куб. см). В это же время А. Эрикеев на всероссийских соревнованиях в Перми занял 3-е место. Первенство России среди взрослых: С. Поварницын (воспитанник Удмуртии), выступавший за Московскую область, - 1-е место (350 куб. см), А. Котелов, Н. Филимонцев, И. Ураков - соответственно 2, 3, 4-е места; всероссийские соревнования в Йошкар-Оле; А. Эрикеев - 3-е место в классе 500 куб. см, П. Мощевитин - 3-е (250 куб. см); 1988 г., Челябинск, чемпионат России, И. Ураков - чемпион в классе 350 куб. см; 1989 г., чемпионат России, А. Эрикеев - чемпион России; 1990 г., чемпионат России, А. Эрикеев - 3-е место. 

 

В острой борьбе на чемпионатах России в течение 2-3-х дней на трассах до 500 км проходили различного рода состязания. Помимо гонок на 5-ти разных участках мотогонщики соревновались в стрельбе из малокалиберной винтовки и метании гранаты. Соревнования проводились по всем классам машин: 125, 250, 350 и 500 куб. см. В классе 125 куб. см принимали участие юноши. 

Спортсмены Удмуртии были активными участниками этих соревнований и, как правило, входили в число призеров. 1981 г., Киров, В. Токаев - победитель в классе машин 125 куб. см, И. Яковлев - 175 куб. см; Майкоп, В. Токаев - чемпион в классе 250 куб. см, В. Редькин - 2-е место, команда Удмуртии - 1-е место, готовил команду к соревнованиям тренер В. Яковлев; Рязань, лично—командное первенство России в классе машин 350 куб. см, Н. Журавлев - чемпион в классе 350 куб. см, А. Яковлев - 3-е место (125 куб. см); 1983 г., чемпионат России в зачет летней Спартакиады народов России, Н. Журавлев – чемпион России и Спартакиады народов России; 1984 г., Северная Осетия, чемпионат России, Удмуртию представляла команда "Ижмаш", А. Сизов -чемпион среди юношей (класс 125 куб. см), Н. Журавлев - чемпион (пятый раз), тренеры команды - Д. Могучий и Г. Чащипов; 1985 г., Саранск, Н. Журавлев - 2-е, Н. Филимонцев- 3-е место (350 куб. см), Н. Глазырин - чемпион среди юношей; 1986 г., Саранск, IX летняя Спартакиада народов России, МСМК Н. Журавлев - 3-е место, И. Ураков - 2-е (500 куб. см), команда Удмуртии - 3-е место; 1987 г., Рязань, Н. Журавлев - чемпион России, 6-й раз (350 куб. см), П. Болотников -2-е место, А. Башорин - 3-е (350 куб. см), И. Ураков - 3-е место (500 куб. см), команда Удмуртии - 1-е место; 1988 г., чемпионат России, Н. Журавлев - чемпион, 7-й раз (класс 350 куб. см); 1989 г., И. Ураков -чемпион России, Н. Журавлев - 2-е, А. Котелов - 3-е место; Майкоп, чемпионат России, А. Яковлев - 2-е место (125 куб. см), С. Яковлев -2-е (175 куб. см), С. Воронин (Глазов) - 2-е место среди юношей (125 куб. см), тренер команды - С. Чирцев. 

Активное участие принимали мотогонщики Удмуртии в первенствах России по ипподромным мотогонкам, хотя результаты здесь были более скромные. 1980 г., Курск, первенство России, В. Редькин -2-е место В. Кулябин, В. Токаев, Т. Блинова ("Темп") - 3-е место в разных классах машин; 1981 г., В. Токаев-чемпион России; 1982 г., юношеское первенство России, А. Яковлев-3-е место; чемпионат России среди взрослых, В. Токаев - чемпион России, Т. Блинова - чемпионка России; 1983 г., Курск, А. Яковлев - чемпион России, В. Токаев - 3-е место; 1984 г., Курск, А. Яковлев-чемпион России, Т. Блинова-серебряная медаль, В. Токаев - бронзовая медаль, И. Яковлев - 6-е место; 1986 г., Майкоп, Т. Блинова- 3-е место; 1989 г., А. Яковлев и И. Яковлев - 2-е место. 

По ледовому спидвею в республике была подготовлена целая плеяда чемпионов России. Вот хроника их выступлений и побед. 1980 г., чемпионат России в Ижевске, С. Чирцев - чемпион (10-й раз), В. Токаев - 2-е место; 1981 г., Инта (Коми) и Рубцовск (Алтай), полуфиналы первенства России - 7 спортсменов Удмуртии вышли в финал: в финале В. Токаев - чемпион России, С. Чирцев - 3-е место; 1982 г., Вятские Поляны, В. Токаев - чемпион России, И. Яковлев - чемпион России в классе машин 500 куб. см; 1983 г., Ижевск, первенство России, И. Яковлев - чемпион, Н. Журавлев - 2-е, С. Чирцев - 3-е место; 1984 г., Кемерово, чемпионат России, Н. Журавлев - чемпион России (350 куб. см), И. Яковлев - чемпион России (500 куб. см), С. Яковлев -2-е место (350 куб. см); 1985 г., А. Котелов-2-е место (350 куб. см), В. Токаев - 3-е место; 1986 г., Ижевск, чемпионат России, Н. Журавлев - чемпион России; 1987 г., Ижевск, чемпионат России, А. Котелов -чемпион России, Н. Журавлев - 3-е место; 1988 г., Н. Журавлев - чемпион России, И. Ураков - 3-е место; 1989 г., И. Яковлев - 3-е место (500 куб. см). 

 

Значительных успехов добивались в эти годы молодые мотогонщики Удмуртии. Так, в 1989 г. в Ижевске на Всероссийских спортивных играх молодежи и первенстве среди ДЮСШ по мотогонкам в классе машин 50 и 125 куб. см команда Удмуртии, представленная воспитанниками станции юных техников п. Игра (тренер В. Горин), заняла 3-е место. 

В личном первенстве в классе 50 куб. см победителем стал юный мотогонщик А. Григус из ДЮСТШ «Ижмаш» В 1991 г. в Каменец-Подольском в первенстве России из 9 призовых мест спортсмены Удмуртии завоевали 6. Чемпионами России в своих возрастных группах стали М. Игонин и А. Бегунов. Всесоюзные соревнования, как и всероссийские, проводились по четырем видам мотогонок - мотокроссу, многодневным, ипподром-ным гонкам, ледовому спидвею. Кроме того, в 80-х годах проводились чемпионаты СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам. И во всех этих соревнованиях спортсмены Удмуртии принимали самое активное участие. 

Хорошие результаты на всесоюзных соревнованиях были показаны по мотокроссу. 1981 г., Валимер (Латвия), С. Набиуллин в классе машин 350 куб. см -2-е место; Даугавпилс, Н. Филимонцев (250 куб. см) - чемпион, В. Кропотин - 2-е место (500 куб. см), экипаж Н. Журавлев - С. Решетников - 2-е место в классе 1000 куб. см с коляской; 1982 г., первенство СССР среди юношей, сборная Удмуртии - победители (тренер В. Штыков), А. Сизов- чемпион на мопедах среди старших юношей. Удачными были выступления и на чемпионатах СССР. Так, в 1989 г. в личном чемпионате СССР в Ромнах И. Ураков стал бронзовым призером. 

На командном чемпионате в составе сборной команды России чемпионские титулы завоевали А. Эрикеев в классе 350 куб. см и Н. Чурин - 125 куб. см. В этом же году успешно выступили молодые гонщики на первенстве СССР среди ДЮСШ и Всесоюзных юношеских спортивных играх учащейся молодежи в Челябинске. Сборная Удмуртии завоевала 1-е место. В личном первенстве С. Жвакин и А. Бегунов стали серебряными призерами. 

 

Достаточно успешно выступали мотокроссмены Удмуртии и на других всесоюзных соревнованиях. Так, в 1984 и 1987 гг. победителем всесоюзных соревнований на приз им. Ю. Гагарина в Кишиневе становился Н. Филимонцев, серебряным призером - В. Тюрин. 

Хорошие результаты спортсмены республики показывали во всесоюзных многодневных мотогонках, где разыгрывались чемпионские титулы в многоборье. 1980 г., Закарпатье, чемпионат СССР, в составе сборной России выступали Н. Журавлев, А. Котелов, А. Капканщи-ков, сборная России стала чемпионом СССР, кроме того, в личном первенстве А. Котелов стал серебряным, а Н. Журавлев - бронзовым призером; 1981 г., Нижний Тагил, всесоюзное первенство, команда мотогонщиков "Темп*" - 1-е место, команда Глазова - 2-е место, В. Тюрин (воспитанник "Ижмаша"), выступая за команду Москвы, завоевал 1-е место: 1982 г., Украина, чемпионат СССР, Н. Журавлев - чемпион в классе машин 350 куб. см, А. Котелов - 2-е, С. Набиуллин - 3-е место; Н. Журавлев - в дальнейшем еще 4 раза (1984, 1985, 1986, 1988) занимал 1-е места и таким образом становился пятикратным чемпионом СССР по многодневным мотогонкам. 

Кроме него, дважды (1987,1991) побеждал в чемпионатах СССР в этом виде мотогонок А. Сизов в классе машин 350 куб. см. Как и ранее, на всесоюзных соревнованиях по ипподромным гонкам результаты спортсменов республики были несколько ниже, т. к. в Удмуртии не было необходимых условий для подготовки. Тренировочные занятия регулярно вели только спортсмены клуба "Темп" под руководством тренера В. Яковлева. Вот хроника выступлений спортсменов Удмуртии по ипподромным гонкам. 1980 г., Фрунзе, чемпионат СССР, В. Кулябин-2-е место в классе машин 175 куб. см; 1982 г., Фрунзе, первенство СССР, И. Яковлев - 4-е место; 1983 г., Фрунзе, всесоюзные соревнования среди юношей в классе 250 куб. см, А. Яковлев - чемпион СССР; 1984 г., чемпионат СССР среди юниоров, А. Яковлев - бронзовый призер; 1987 г., чемпионат СССР среди юниоров, А. Яковлев - 3-е место в классе 175 куб. см; 1989 г., чемпионат СССР, С. Яковлев - 3-е место, И. Яковлев - 4-е место. 

Особенно хорошие результаты мотогонщики Удмуртии показывали в 80-е годы на чемпионатах СССР по ледовому спидвею. Здесь продолжал свое триумфальное шествие 9-кратный чемпион СССР Сергей Чирцев. 1980 г., Ижевск, чемпионат СССР, С. Чирцев - в очередной раз чемпион, В. Токаев - 3-е место, В. Редькин - 4-е место; 1981 г., чемпионат СССР, С. Чирцев - вновь 1-е место, это его 11-я медаль чемпиона СССР, В. Токаев - 2-е место, А. Котелов - 3-е* И. Яковлев -4-е место; 1982 г., чемпионат СССР, И. Яковлев - чемпион СССР, А. Котелов - 2-е, В. Токаев - 3-е место; 1983 г., И. Яковлев - вновь чемпион СССР, Н. Журавлев - 2-е, А. Котелов - 3-е место. С. Чирцев, заняв в этом году 4-е место, закончил свою спортивную карьеру и перешел на тренерскую работу в команду "Ижмаш". В связи с уходом со спортивной арены С. Чирцева, выступавшего в основном в классе машин 350 куб. см, а также И. Яковлева, перешедшего в класс 500 куб. см, борьба по спидвею на ледовых дорожках за чемпионский титул в республике значительно обострилась. В 1984 г. мотогонщики Удмуртии еще сохранили за собой ведущие позиции в чемпионате СССР по ледовом спидвею. Чемпионом СССР стал Н. Журавлев, а А. Котелов -серебряным призером. И. Яковлев в классе машин 500 куб. см завоевал бронзовую медаль. 

Однако затем спортсмены Удмуртии на некоторое время утеряли свои позиции. В 1986 г. в число призеров удалось пробиться только А. Котелову, занявшему 3-е место. Но начиная с 1988 г. А. Котелов начинает свой триумфальный путь пятикратного чемпиона СССР по ледовому спидвею в классе машин 350 куб. см. 1988 г.. Кемерово, А. Котелов - чемпион СССР, И. Ураков - 3-е место, А. Вахитов в классе машин 125 куб. см - 1-е место, он же - чемпион СССР в командном зачете; 1989 г., А. Котелов - чемпион, А. Вахитов - чемпион СССР в командном зачете; Новосибирск, чемпионат СССР в классе машин 500 куб. см, все призовые места у Яковлевых: Игорь- 1-е, Андрей -2-е, Сергей - 3-е место (тренер В. Яковлев); 1990 г., Ижевск, чемпионат СССР, А. Котелов - вновь чемпион СССР, Н. Журавлев - 2-е место; 1991 г., А. Котелов - в очередной раз чемпион СССР. Успешно выступали мотогонщики Удмуртии и на других всесоюзных соревнованиях. 1987 г., Запорожье, всесоюзное соревнование на приз журнала "Техника - молодежи", Н. Муртазин - 1-е место в классе машин 350 куб. см, А. Савенков - 1-е место в классе 500 куб. см, оба спортсмена с Ижевского автозавода. В целом команда автозавода заняла 4-е место из 22. 1990 г., Глазов, первенство ВДФСО профсоюзов, А. Яковлев - 1-е место, А. Мусихин - 4-е место; 1991 г., первенство СССР по мотокроссу на мопедах в классе 50 и 125 куб. см. А. Григус (до 15 лет) - 1-е место, А. Бегунов (среди юношей) - 1-е место, М. Игонин и С. Жихарев - 2-е место. В общем зачете команда "Ижмаш"' - 1 -е место (тренер команды – засл. тренер России Ю. Васев). 

Мотогонщики Удмуртии в 80-х годах принимали участие ив международных соревнованиях. Так, в 1984 г. И. Яковлев в четвертьфинале чемпионата мира в Западном Берлине занял 4-е место и получил путевку в полуфинал. В 1986 г, он выиграл матч мотогонщиков СССР Чехословакия в классе машин 500 куб. см. В 1989 г. И. Яковлев выигрывает международные соревнования в Набережных Челнах, С. Яковлев завоевывает 3-е место, Андрей Яковлев — 5-е. В целом за три десятилетия (60-80-е годы) мотоспорт в республике достиг самого высокого уровня. 

В Удмуртии в одинаковой степени получили развитие мотокросс, многодневные гонки, ледовый спидвей, ипподромные гонки и некоторые другие виды мотоспорта. Многие спортсмены достигли самых высоких спортивных результатов, десятки мотогонщиков стали мастерами спорта, чемпионами и призерами первенств СССР и России. Удмуртия, в особенности Ижевск, на спортивной арене страны прочно зарекомендовала себя как один из ведущих центров развития мотоспорта в стране. 

Организации:



Региональная общественная организация «Федерация мотоциклетного спорта Удмуртии»

Президент федерации мотоциклетного спорта УР: Ходырев Дмитрий Аркадьевич

Адрес: г.Ижевск, ул.Пушкинская, 190, офис № 2

тел.: +7(3412) 52-44-84 с. 23-30-30 

Представительства:

г.Ижевск






Удмуртское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Мотоциклетная Федерация России»

Председатель - Ураков Игорь Васильевич 

Адрес: юридический – г.. Ижевск, ул. Красноармейская, 130. Фактический – г. Ижевск, ул. Ворошилова, 22а, офис № 7. 

д.т. 37-62-37 

8-919-902-71-15 

Представительства:

г.Ижевск, 

г.Воткинск – Иванов Виталий Дмитриевич 

тел. 89127684244; 

г.Глазов - Власов В.М. тел. 89124472149; 

г. Сарапул - Губин Игорь. 


Вступить в ДОСААФ или написать нам: