Региональное отделение ДОСААФ России по УР

Автомобильный спорт

После того, как в 1966 г. в Ижевске начался выпуск автомобилей марки "Москвич", в Удмуртии получил прописку новый вид спорта - автомобильный. Позднее на "Ижмаше" была открыта лаборатория испытаний спортивных автомобилей. Был создан силовой агрегат повышенной мощности, который позволил ижевчанам конкурировать с лучшими гонщиками страны. 

У истоков развития автомобильного спорта на "Ижмаше" стояли многие конструкторы, начальники КБ и лабораторий, в числе которых Л. Коряковцев, В. Березкин, В. Ведерников, А. Назаров, Б. Чумаков и др. 

В числе первых спортсменов по автоспорту на "Ижмаше" (равно как и в Ижевске) были Л. Морозов, В. Шихов, В. Нечунаев, В. Пестов. Несколько лет в команде автогонщиков работал один из организаторов автомотоклуба "Ижмаш" А. Тыкко. 

Особенно интенсивно стал развиваться автоспорт на "Ижмаше" с приходом в команду автозавода группы известных в стране литовских автогонщиков во главе с МСМК С. Брундзой, которых пригласили в Ижевск для популяризации автоспорта и передачи опыта ижевским гонщикам. 

В это время из мотоспорта в автоспорт перешли известные ижевские спортсмены МС А. Окулич, А. Козырчиков, впоследствии МС А. Грайф. В паре с С. Брундзой стал выступать молодой инженер автозавода А. Брум. Вскоре на автозаводе был создан слаженный коллектив автогонщиков, который начал успешно выступать на всероссийских и всесоюзных соревнованиях. 

Так, уже в 1968 г. экипаж Л. Морозов - А. Брум одержал победу в авторалли в Черкасске. Автоспортом стали заниматься и женщины. Одна из них, Л. Суднева, выполнила норматив мастера спорта. 

 

Наиболее интенсивно автомотоспорт начал развиваться в 70-х годах. В эти годы в республике стали производиться различные соревнования автогонщиков, ставшие традиционными: авторалли Удмуртии, первенства республики по автомногоборью, автогонки на приз производственного объединения "Ижмаш", которые впоследствии получат статус всесоюзных. 

Особенно большую популярность приобрели первенства республики по авторалли, целью которых была популяризация автоспорта среди молодежи, привлечение внимания спортивно-технических клубов ДОСААФ, автоклубов и автохозяйств. Соревнования проводились зимой и летом, трасса проходила по различным районам республики, дистанция составляла до 1300 км. В соревнованиях участвовало до 25 экипажей. 

Чемпионами первенств "Авторалли Удмуртия" становились экипажи Л. Морозов - В. Краев (1973, 1974), А. Брум - С. Штин (1974), Г. Мокрушин - Р. Мусин (1975), В. Гольцов - В. Бородин (1976), Е.Монолли-В. Ульман и О. Грайф-О. Данилов (1977), К. Антропов-А. Харитонов (1978), В. Штыков-В. Ульман (1979), К. Антропов - В. Арзамасцев (1980). 

Популярными в республике были зимние ипподромные автогонки на приз ПО "Ижмаш", которые стали проводиться с 1972 г. На них съезжались автогонщики Уфы, Челябинска, Тольятти, Казани и многих других городов. Эти гонки стали носить статус всесоюзных. 

Первым победителем был выполнивший к тому времени норматив МСМК А. Козырчиков (бывший ижевский мотогонщик, который стал выступать за команду автогонщиков Тольятти). Он же стал победителем этих соревнований в 1973 и 1977 гг. С 1974 г. побеждали гонщики Ижевска-МС А. Окулич (1974, 1975), МСМК А. Брум (1976), К. Антропов (1978, 1979). В дальнейшем несколько раз победителем соревнований становился В. Гольцов. 

 

В 70-х годах стали проводиться лично-командные первенства Удмуртии по автомногоборью среди команд автошкол республиканского ДОСААФ и Управления автоспорта Удмуртии. Так, в 1976 г. победу одержала команда Можгинской автошколы ДОСААФ. В личном зачете чемпионами стали также спортсмены из Можги: А. Блинов - грузовые и А. Паранин - легковые машины. А в 1970 г. в Свердловске на чемпионате Урала победила команда Удмуртии в составе экипажей Л. Морозов - А. Брум, В. Шихов - B. Пестов, А. Козырчиков - Б. Чумаков. В личном первенстве чемпионом Урала стал экипаж Л. Морозов - А. Брум. 

Значительных успехов добивались автогонщики республики на всероссийских соревнованиях по авторалли. В чемпионатах по этому виду автогонок в классе "Москвич" экипажи Удмуртии несколько раз становились чемпионами России. Так, в 1971 г. чемпионом стал экипаж Л. Морозов - А. Брум, в 1973 г. А. Окулич - В. Бородин, в 1974 г. В. Гольцов - В. Барсуков, в 1976 г. К. Антропов - С. Штин, в 1977 г. К. Антропов-В. Куковякин, в 1978 г. А. Грайф-О. Денисов. Успешно выступали автогонщики Удмуртии и на всесоюзных соревнованиях, в первую очередь по авторалли. Команда "Ижмаш" неоднократно становилась чемпионом страны по этому виду спорта - в 1970, 1971, 1975, 1977, 1979 гг. 

В личном первенстве экипажи "Ижмаша" также становились чемпионами или призерами СССР: С. Брундза - А. Брум (1971), А. Окулич-В. Бородин (1973), В. Гольцов-С. Краев (1976, 1977, 1979), А. Грайф - О. Денисов (1978). Призерами чемпионатов СССР становились экипажи Б. Чумаков - С. Штин, C. Брундза - В. Бородин, К. Антропов - С. Штин, А. Грайф -О. Денисов. Призерами всесоюзных соревнований в Таллине в 1971 г. стал экипаж, в составе которого была женщина, Л. Морозов - Л. Суднева. 

 

Экипажи автогонщиков Удмуртии становились победителями авторалли, проводимых в разных городах и республиках страны. Так, экипаж автогонщиков С. Брундза - А. Брум дважды (1970, 1972) занимал первые места в авторалли СССР - Прибалтика. В 1970 г. экипаж С. Брундза - В. Пестов победил в авторалли по Эстонии, а экипаж С. Брундза - Ю.Сейн-в авторалли по Латвии. В 1973 г. экипаж Л. Морозов - Л. Суднева стал победителем в авторалли "Белые ночи" в Ленинграде, а экипаж А. Окулич - В. Бородин - в авторалли "Балтийское море - море мира". В 1975 г. экипаж А. Окулич - Г. Коломиец занял первое место в VII традиционных всесоюзных авторалли "Москич-75". 

В 70-х годах автогонщик В. Гольцов принимал активное участие в чемпионатах СССР по ипподромным гонкам, а также во всесоюзных соревнованиях по этому виду гонок на приз журнала "За рулем". На чемпионатах по ипподромным автогонкам его результаты постоянно улучшались: 1976 г. - 5-е место, 1978 г. - 4-е, 1979 г. - 1-е место. Таким образом, он становится по этому виду спорта чемпионом СССР. 

В соревнованиях на приз журнала "За рулем" первые два года - в 1977 и 1978 гг. - В. Гольцов занимал вторые места, а в 1979 г. стал победителем этих престижных соревнований. В 1976 г. автогонщиками Удмуртии были сделаны первые шаги в соревнованиях на Кубок и чемпионате СССР по шоссейно-кольцевым автогонкам, в которых участвовали МС В. Гольцов, КМС Ю. Кочкин и А. Починых. Лучший результат был у А. Починых, который занял 4-е место как на Кубке СССР в Киеве, так и на чемпионате СССР в Риге. Команда "Ижмаш" стала серебряным призером этих двух соревнований. 

 

Активное участие принимали автогонщики республики в популярных международных авторалли "Русская зима", "Тур Европа'", "Рейд польский", на Кубок социалистических стран "За мир и дружбу" -один из этапов чемпионата Европы. В 1971 г. в авторалли "Тур Европа" в классе "Москвич" победил Л. Морозов. На следующий год в авторалли "Рейд польский" победу одержала команда СССР, в составе которой выступали гонщики из Ижевска Л. Морозов, А. Козырчиков, А. Брум, С. Брундза. Наиболее успешно выступали автогонщики в авторалли "Русская зима", где команда "Ижмаш" заняла 1-е место. 

В личном зачете победителями этих соревнований становились экипажи С. Брундза - А. Брум (1973). К. Антропов - В. Куковякин (1978, 1979). В 1975 г. на авторалли за Кубок социалистических стран "За мир и дружбу" экипаж С. Брундза - А. Брум стал обладателем Кубка в классе машин "Москвич". В эти годы около 20 автогонщиков "Ижмаша" стали мастерами спорта. Нескольким спортсменам - А. Бруму, Л. Морозову, В. Гольцову, С. Штину, К. Антропову, В. Куковякину, А. Козырчикову, В. Ульману присвоено звание МСМК Среди автогонщиков Удмуртии имеются свои подлинные герои. Один из них - В. Бородин. 

В 1970 г. он получил тяжелую травму, по существу стал инвалидом, но через некоторое время вновь вернулся в строй автогонщиков. Более того, уже через два года мужественный спортсмен вместе с мастером спорта А. Окуличем занимает 2-е место в крупных соревнованиях "Балтийское море - море мира", а еще через год в составе этого же экипажа становится чемпионом СССР по авторалли. После этого он еще неоднократно участвует в соревнованиях и достигает хороших результатов. 

Но травма давала о себе знать, и Владимир переходит на тренерскую работу. В последующие годы он принимает активное участие в подготовке целой плеяды гонщиков "Ижмаша". 

 

В 80-х годах в республике была создана широкая сеть клубов и секций по автомобильному спорту. Так, в 1984 г. действовали клубы и секции при автошколе ДОСААФ Ижевска, ДОСААФ механического завода, ПО "Ижмаш", пять секций ДОСААФ автозавода, ИПОПАТ, автобазы Минздрава. ЧМЗ Глазова, спортивно-технические клубы Можгинского РК ДОСААФ и ряда других районов, секция картинга РК Малопургинского района и многие другие. 

Ведущим клубом развития автоспорта в республике, безусловно, являлся автоклуб автозавода, где велась подготовка ведущих автогонщиков Удмуртии. В 80-е г. в республике все более популярными становились традиционные соревнования на приз ПО "Ижмаш", ипподромные автогонки и др. Так, в 1982 г. в авторалли "Ижевск-82" приняли участие 29 экипажей. Победителем стал экипаж В. Даянов - В. Глухов (автозавод). В 1984 г. победу одержал экипаж В. Жихарев - А. Исаев. 

Захватывающими были соревнования "Авторалли - Удмуртия", в которых принимали участие до 50 экипажей. Вот имена победителей этих соревнований: в 1981 г. экипаж В. Штыков- В. Ульман; в 1982 г. В. Санников - А. Чернов; в 1984 г. В. Ульман - М. Шихов; в 1986 и 1987 гг. А. Галлямов - В.Жихарев; в 1988 г. А. Назаров-В. Нечунаев. В ипподромным гонкам, которые в это время получили статус всесоюзных, сами хозяева соревнований - автогонщики Удмуртии - первое время не могли попасть в число лидеров. 

Наконец, в 1986 г. чемпионом гонок стал МСМК В. Гольцов, а в 1987 и 1990 гг. бронзовую медаль получал М. Шихов. В 1991 г. победу одержал Л. Морозов. В 1989 г. впервые в Удмуртии были проведены автогонки по ледяной трассе. Первым чемпионом этих соревнований стал В. Гольцов. Последующие места заняли М. Шихов и А. Кулаков. 

С этого же года в республике стали проводиться соревнования по ралли-кроссу. Был даже создан ралли-клуб "Тайм" при Ижевском экспериментальном заводе. Первым победителем этих соревнований стал мастер спорта А. Кулаков (ГАИ МВД Удмуртии). 

 

Автогонщики Удмуртии демонстрировали все возрастающее мастерство на всероссийских соревнованиях. Так, в 1982 г. победителем чемпионата России по автокроссу стал А. Грайф. 

В 1983 г. на VIII летней Спартакиаде России в классе "Москвич" 1-е место завоевал Е. Шмыков. В 1988 г. в Тольятти победу одержал В. Гольцов. Довольно успешно выступали автогонщики республики на чемпионатах России по авторалли. Так, в 1983 г. в Ярославле на VIII летней Спартакиаде народов России чемпионом стал экипаж К. Антропов -Г. Коломиец. В 1989 г. на чемпионате России команда Удмуртии одержала победу в общем зачете. Экипаж В. Школьный- Н. Кечаев завоевал бронзовую медаль. 

В 1988 г. в Свердловске на чемпионате России экипаж В. Барсуков-М. Шихов также стал бронзовым призером. В 1980 г. в Перми на чемпионате России по ипподромным гонкам победу одержал К. Антропов. В. Гольцов занял 3-е место. В следующем году в Калинине на чемпионате России по трековым автогонкам команда Удмуртии заняла 1-е место. В личном первенстве А. Грайф выиграл титул чемпиона, а В. Гольцов завоевал бронзовую медаль, К. Антропов занял 5-е место. Больших успехов автогонщики Удмуртии добивались на всесоюзных соревнованиях. 

Особенно следует отметить результаты В. Гольцова, который в 80-е годы совершил настоящий спортивный подвиг. Выступая в различных видах гонок - ипподромных гонках, авторалли, автокроссе, - он стал 12-кратным чемпионом СССР. Успешно выступали и его товарищи по команде. Вот хроника их выступлений и побед. 1980 г., Москва, чемпионат СССР по ипподромным гонкам, В. Гольцов - второй раз чемпион СССР по этому виду гонок; 1981 г., Калинин, В. Гольцов- в очередной раз чемпион СССР по ипподромным гонкам, А. Грайф завоевал бронзовую медаль; Москва, всесоюзные автогонки на приз журнала "За рулем", А. Грайф - 1-е место, К. Антропов - 2-е; 1982 г., чемпионат СССР по автокроссу, В. Гольцов ~ чемпион СССР; всесоюзные автогонки на приз журнала "За рулем", Н. Больших (спортклуб ДОСААФ Ижевска) - 1 -е место, В. Гольцов - 3-е место; 1983 г., Тольятти, чемпионат СССР по ипподромным гонкам, В. Гольцов - чемпион СССР; Тольятти, VIII Спартакиада народов СССР, В. Гольцов - победитель Спартакиады (вновь чемпион СССР), К. Антропов - победитель Спартакиады (чемпион СССР), Е. Шмыков - 3-е место; чемпионат СССР по автомотоспорту, К. Антропов - чемпион СССР; всесоюзное соревнование по автокроссу на приз газеты "Труд", команда Удмуртии - 5-е место, В. Семеновых (клуб "Автомобилист") - 1-е место; 1984 г., Горький, чемпионат СССР по ипподромным гонкам, В. Гольцов - чемпион СССР, А. Грайф - 2-е место, В. Штыков - 3-е место; чемпионат СССР по авторалли, экипаж В. Гольцов - С. Штин - 6-е место; 1985 г., чемпионат СССР по ипподромным гонкам, В. Гольцов - чемпион СССР, В. Штыков - 3-е место; 1986 г., чемпионат СССР по ипподромным гонкам, В. Гольцов - в 11-й раз чемпион СССР; 1987 г., всесоюзные соревнования автогонщиков (по формуле "Восток") - А. Мартюшев в составе сборной России вошел в число сильнейших; 1988 г., Рига, чемпионат СССР по автокроссу, В. Гольцов - 3-е место; 1990 г., Пермь, чемпионат СССР по ипподромным гонкам, В. Гольцов - чемпион СССР, это его 12-я золотая медаль чемпиона СССР. 

Автогонщики Удмуртии принимали участие в международных соревнованиях. Так, в 1981 г. экипаж В. Гольцов- С. Штин в международных соревнованиях "Русская зима" стал победителем (тренер В. Ведерников). В 1988 г. В. Гольцов совместно с Ф. Кабировым приняли участие на автомобиле "Камаз" в авторалли по Польше. Экипаж занял 2-е место. В 1988 г. В. Гольцов в престижном международном традиционном авторалли Париж - Дакар завоевал 2-е место. 

Итак, автомобильный спорт, получивший прописку в Удмуртии в конце 60-х годов, за последующие два десятилетия достиг значительных успехов. Этот вид спорта получил развитие в целом ряде КФК республики. Многие спортсмены выполнили нормативы МС и МСМК, стали чемпионами России и СССР. В Удмуртии в автомобильном спорте вырос автогонщик высокого класса, 12-кратный чемпион СССР и многократный чемпион России, МСМК В. Гольцов. 

Read more ...


Автомобильный спорт

Вступить в ДОСААФ



Заказать обратный звонок