Региональное отделение ДОСААФ России по УР

Автомоделирование

Автомодельный спорт в Удмуртии стал развиваться в 70-х годах и в значительной степени связан с началом спортивной деятельности Николая Кубасова в технической лаборатории при Глазовском доме пионеров. Как следует из книги В. Чикварова "Глазов - спортивный", в 1974 г. Н. Кубасов с помощью руководителя кружка В. Крошникова сделал уменьшенную копию автомобиля "Шкода-спорт" (масштаб 1:15) и поехал с ней в Таганрог на всероссийские соревнования. Но из-за технических неполадок модели был снят с соревнований. 

Однако уже через год после доработки модели спортсмен становится чемпионом России и выполняет норматив мастера спорта. На следующий год - он вновь чемпион России. В 1977 г. на первенстве СССР модель Н. Кубасова была признана лучшей и он становится уже чемпионом СССР. В последующие годы (1978-1979) Н. Кубасов неоднократно становился чемпионом России и дважды в командном зачете - чемпионом СССР. 

Одновременно вокруг него стал быстро расти коллектив молодежи, который перенимал опыт старшего товарища, а позднее - руководителя лаборатории. Уже в 1978 г. в матчевой встрече союзных республик в Ужгороде воспитанник кружка А. Данилов становится серебряным призером, на первенстве России в Тюмени другой воспитанник Н. Одинцов получает бронзовую медаль за свою модель. Через некоторое время на чемпионате России модель других учеников Н. Кубасова - А. Тюрина и С. Злобина - заняла 2-е место. В 1979 г ученики Н. Кубасова выигрывают всероссийские соревнования. 

В Тюмени на приз "Тюменская нефть" по модели автосаней с воздушным винтом 1 -е место занимают А. Иванов и С. Борисенок. В Архангельске на чемпионате России за копию модели аэросаней 1-е место присуждается А. Тюрину и С. Злобину. А команда Глазова, представляющая сборную Удмуртии, становится чемпионом. В 1980 г. на молодежном первенстве СССР глазовские автомоделисты С. Борисенко и С. Рудин в составе сборной команды России становятся победителями первенства. В личном зачете С. Борисенко стал также чемпионом СССР, а С. Рудин - серебряным призером. 

В это же время на первенстве России А. Чувашов становится чемпионом России, а модель С. Борисенко занимает 5-е место. Оба спортсмена выполняют норматив мастера спорта. 

 

Таким образом, Глазовский дом пионеров превратился в 70-е годы в ведущий центр развития автомоделирования в республике. Многие воспитанники Н. Кубасова награждены медалями ВДНХ СССР-С. Третьяков, Н. Одинцов, Ю. Богданов, А. Данилов и др. В 80-х годах, кроме Дома пионеров Глазова, автомодельный спорт стал культивироваться также на Республиканской станции юных техников, в клубах "Автомобилист" автозавода, "Механик" Ижевского механического завода, "Темп", в Дебесском доме пионеров, в ряде школ республики. 

Так, в клубе "Автомобилист" работали 15 кружков, где в 1982 г. занимались 200 подростков, а в 1991 г. - 500 человек. В клубе работали автомодельная, автомобильная секции, секции автомобилей "багги", картинга и др. Только за 1981-1982 гг. в клубе было подготовлено 13 КМС и 60 спортсменов массовых разрядов. Вторым крупным центром автомодельного спорта оставался Дом пионеров Глазова, где продолжал вести работу опытный руководитель Н. Кубасов. Центром развития стала и Республиканская станция юных техников, где занятия автомоделистов проводились под руководством инструктора Ю. Гребенкина. Широкое распространение этого вида спорта в республике позволяло проводить разные соревнования. 

Так, в 1981 г. на республиканских соревнованиях автомоделистов обладателем переходящего Кубка Удмуртии вновь стала команда Глазовского дома пионеров, а среди сельских коллективов - спортсмены Дебесского дома пионеров. Довольно разнообразна была программа соревнований автомоделистов в 1982 г. Здесь были соревнования гоночных моделей разного класса двигателей, аэромобилей и т. д. В командном зачете впереди вновь был коллектив Глазовского дома пионеров. В 1983 г. в республиканских соревнованиях автомоделистов участвовали команды 14 коллективов. 

Среди победителей были спортсмены Дебесского дома пионеров, Сюрногуртской школы, Республиканской станции юных техников. 

 

Успешно выступали автомоделисты Удмуртии на всероссийских соревнованиях. 1981 г., Таганрог, чемпионат России, команда Удмуртии -4-е место, пятый раз чемпионом России становится Н. Кубасов, второй раз - А. Чувашов; Томск, юношеское первенство России, С. Рудин - 2-е, В. Поздеев - 5-е место; первенство среди юношей в классе моделей-копий, А. Иванов - победитель, С. Рудин - 2-е место; 1982 г., Таганрог, чемпионат России, команда Глазовского дома пионеров - 4-е место, Н. Кубасов в классе моделей до 1,5 куб. см - шестой раз чемпион России, А. Чувашов в классе до 2,5 куб. см - третий раз чемпион России; Волгоград, первенство России по радиоуправляемым моделям, В. Одинцов - победитель, А. Тюрин - 4-е место; 1983 г., VIII Спартакиада народов России, Н. Кубасов - чемпион Спартакиады, этот же титул завоевал А. Данилов, В. Гущин - 4-е место, В. Борщев выполнил норматив МС; 1984 г., чемпионат России, Чазов - 2-е место, Золотарев - 3-е; 1986 г., чемпионат России; команда клуба "Автомобилист" - чемпион России; 1987 г., Тюмень, первенство России, В. Горшунов - 3-е место; Брянск, Д. Шутов - 3-е место, С. Мезрин - 4-е; 1988 г., Ижевск, первенство России среди юношей, в классе модели "АК-1" С. Мезрин - победитель, в классе "АК-2" Р. Муклинов ('Темп") - также победитель; 1990 г., Туапсе, первенство России, К. Новых - две золотые медали. 

Значительные результаты показывали автомоделисты республики в 80-х годах на всесоюзных соревнованиях. Так, в 1981 г на юношеском первенстве СССР в составе сборной России выступали А. Иванов и С. Рудин. Оба стали чемпионами соревнований: А. Иванов - в классе машин 1,5 куб. см, С. Рудин-2,5 куб. см. Победителем стала и команда России. Харьков, чемпионат СССР, А. Чувашов в классе моделей до 2,5 куб. см стал чемпионом СССР, Н. Кубасов в классе моделей 1,5 куб. см - серебряным призером. Команда России - также победитель в командном зачете. Одесса и Киев, всесоюзные соревнования - Н. Кубасов и С. Гущин занимают первое место и становятся чемпионами. 1982 г., розыгрыш Кубка СССР. Н. Кубасов - обладатель Кубка СССР, А. Чувашов-серебряный призер; Москва, первенство СССР, Н. Кубасов - чемпион по кордовым моделям. Это его третья золотая медаль чемпиона СССР. Он назначается тренером юношеской сборной команды России. 1983 г., VIII летняя Спартакиада народов СССР, Н. Кубасов и А. Данилов - серебряные призеры. 1984 г., чемпионат СССР, А. Данилов - чемпион СССР, Н. Кубасов - серебряный призер. 1987 г., Ижевск, всесоюзное соревнование на приз журнала "Юный техник", команда "Автомобилист" - 1 -е место и приз журнала; Бауска (Латвия), всесоюзное соревнование, О. Зылев - 2-е место, А. Савинов - 3-е. 1988 г., Ижевск, чемпионат СССР, Р. Мукленов и С. Мезрин - чемпионы СССР.  

С полным основанием можно сказать, что результаты, достигнутые в республике по автомоделированию, - одно из значительных достижений в спортивно-технических видах спорта в Удмуртии. Опыт работы, накопленный в республике по автомоделированию, безусловно, будет востребован в дальнейшие годы. 

 

Наименование федерации в соответствии с Уставом

Общественная организация «Федерация автомодельного спорта Удмуртской Республики» (ФАС Удмуртской Республики)

Председатель регионального отделения федерации: 

Меньшиков Сергей Васильевич 

Адрес и телефон

МОУ ДОД ЦДТТ «Автомобилист» 

 г.Ижевск, ул. Ворошилова, 28 





Представительства федерации в городах и районах республики

г.Ижевск,

г.Глазов,

с.Дебесы,

г.Воткинск, 

 с.Як-Бодья, 

 с.Алнаши 


Вступить в ДОСААФ или написать нам: